Открытое письмо Президенту Российской Федерации Путину В.В. по вопросу обеспечения жилыми помещениями военнослужащих
От инициативной группы
Общественного движения
«Жилье военным»
Товарищ Верховный Главнокомандующий!
Инициативная группа Общественного движения «Жилье военным» от имени военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, обращается к Вам, как к гаранту прав и свобод человека и гражданина, по вопросу обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Указанным Федеральным законом установлено право на постоянное жилье, однако из года в год усиливается недовольство военнослужащих крайне длительными сроками ожидания реализации данного права, что вызывает социальную напряженность данной категории граждан. Основными причинами проблемы является чрезвычайно недостаточное финансирование соответствующих статей расходов федерального бюджета, отсутствие законодательно утвержденных сроков обеспечения, вследствие чего формирование федерального бюджета производится в недостаточных объемах.
Согласно официальным ответам, полученным от Минобороны России, численность нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями составляет порядка 42000 семей, в том числе около 35000 семей нуждается в выплате жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. Исходя из того, что в 2022 году Минобороны России планируется обеспечить всего 2950 семей, можно предположить, что при сохранении текущих объемов финансирования сроки ожидания в очереди составят более 10 лет. Аналогичная проблема с обеспечением постоянным жильем актуальна и для других силовых ведомств, в которых предусмотрена военная служба.
Начиная с 2016 года только по одной форме обеспечения, жилищной субсидии, ежегодный прирост количества нуждающихся, равно как и размер статьи расходов Минобороны России практически неизменны (в среднем 36 млрд. рублей ежегодно). При этом утвержденная средняя стоимость квадратного метра за указанный период возросла в 2,3 раза с 36008 рублей в I кв. 2016 года до 83420 рублей в III кв. 2022 года. Таким образом в 2016 году можно было приобрести порядка 1 млн. квадратных метров жилья, а в текущем году - всего 453 тыс. квадратных метров.
Инициативной группой Общественного движения «Жилье военным» получены ответы должностных лиц государственных органов, из которых следуют явные противоречия:
- Минобороны России сообщает, что «в целях сокращения очереди военнослужащих, избравших формой обеспечения жилищную субсидию, ежегодно направляет в Правительство Российской Федерации и Минфин России сведения о дополнительной потребности в бюджетных ассигнованиях на предоставление военнослужащим жилищной субсидии», «до настоящего времени предложения Минобороны России по увеличению объемов финансирования расходов на предоставление военнослужащим жилищной субсидии Минфином поддержаны не были»;
- Минфин России отвечает, что «Минобороны России самостоятельно осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований, … вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, Минобороны России вправе осуществить внутреннее перераспределение расходов в случае возникновения потребности в выплате жилищных субсидий»;
- Комитет Государственной Думы по обороне в заключениях на законопроекты о федеральном бюджете неоднократно указывал на необходимость дополнительного выделения средств на реализацию социальных гарантий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, но наряду с этим «заинтересованные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, при рассмотрении федерального бюджета выражают свое согласие с предложенными Министерством финансов Российской Федерации объемами ассигнований на указанные цели»;
- Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности сообщает, что «для Минобороны России, а также для силовых структур предусмотрены бюджетные ассигнования на выплату субсидий в объеме меньшем, чем заявленная потребность»;
- Счетная палата сообщает, что «Порядком, а также иными документами не установлен максимальный (предельный) срок, в который должна быть выплачена жилищная субсидия, в связи с чем расчетный срок обеспечения жилищной субсидией не нормирован и фактически зависит от объемов, ежегодно выделяемых Минобороны России на указанные цели бюджетных ассигнований».
Инициативная группа полагает, что проблему обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, можно решить за счет:
- принятия мер к увеличению финансирования соответствующих статей расходов федерального бюджета;
- законодательного закрепления срока реализации права на постоянное жилье в рамках периода бюджетного планирования.
На основании вышеизложенного просим:
- поручить Правительству Российской Федерации при разработке федерального бюджета на 2023 год и на плановые периоды 2024 и 2025 годов предусмотреть увеличение финансирования соответствующих статей расходов;
- поручить Правительству Российской Федерации внести изменения в действующее законодательство в части установления срока реализации права на постоянное жилье;
- совместно с Правительством Российской Федерации обеспечить согласованное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, реализующих конституционные права по обеспечению жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.
Приложение:
- Ответы федеральных органов исполнительной власти - на 19 листах.
Инициативная группа общественного движения «Жилье военным» из числа военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
«17» августа 2022 года.
Приложения:
1 лист:
2 лист:
3 лист:
4 лист:
5 лист:
6 лист:
7 лист:
8 лист:
9 лист:
10 лист:
11 лист:
12 лист:
13 лист:
14 лист:
15 лист:
16 лист:
17 лист:
18 лист:
19 лист: